Наличие дебиторской задолженности для многих компаний является одной из  острых и актуальных проблем, поскольку ее увеличение отрицательно сказывается на платежеспособности, рентабельности и продуктивности бизнеса в целом.

На сегодняшний день практически ни одна компания не существует без так называемой «дебиторки». При этом эффективная работа с ней обеспечивает финансовую стабильность Предприятия и способствует развитию бизнеса. Поэтому главной задачей руководителя компании является поддержание объема дебиторской задолженности на оптимальном уровне, анализ причин ее возникновения, разработка мероприятий по ее сокращению, а также обеспечение контроля их выполнения.

«Дебиторка» может возникнуть по ряду причин. Самой распространенной является элементарное отсутствие у должника денег на то, чтобы расплатиться. Контрагент также может сознательно уклоняться от погашения долгов, чтобы использовать деньги кредитора на развитие бизнеса либо просто должник может оказаться недобросовестным или мошенником. Нельзя исключать и такую причину, как отсутствие со стороны кредитора достаточных мер на то, чтобы ему вернули долг. И это далеко не все. Таких причин, а также их сочетаний, может быть множество.

Каждый руководитель в зависимости от направленности деятельности его компании самостоятельно определяет порядок организации работы с дебиторской задолженностью. Следует отметить, что такая работа должна вестись регулярно, иначе добиться положительного эффекта в виде сокращения размера задолженности будет практически невозможно.

Среди основных проблем, с которыми сталкиваются компании при работе с «дебиторкой», можно выделить, как и не проведение оценки платежеспособности и добросовестности контрагента, так и отсутствие достоверной информации о сроках погашения обязательств компаниями-дебиторами и недостаточная регламентация порядка оплаты в договорах. Не последнюю роль в этом играет отсутствие четкого регламента работы с дебиторской задолженностью, системности и персональной ответственности сотрудников компании-кредитора за каждый этап процесса, направленного на недопущения задолженности и ее истребования.

Под эффективным управлением дебиторской задолженностью понимается поддержание оптимальной ее величины и «качества». Это может быть достигнуто за счет преддоговорной работы, которая включает в себя проверку финансового состояния Компании-должника, формирование рейтинга кредитоспособности контрагентов.

Немаловажным также является обеспечение юридического сопровождения при заключении договоров и осуществления контроля своевременности исполнения договорных обязательств, что подразумевает под собой разработку шаблонов договоров с внедрением в них механизма начисления пеней и штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств, определение порядка работы с контрагентами.

Регулярный мониторинг платежей и напоминания контрагентам о сроках оплаты также позволят держать под контролем размер, состав и структуру дебиторской задолженности. А разработка регламента взаимодействия структурных подразделений в работе с дебиторской задолженностью обеспечит полный и своевременный ее учет.

В условиях современного бизнеса свою эффективность доказала система ответственности и мотивации сотрудников. Заинтересованность персонала в оперативном получении платежей позволяет существенно сократить объемы дебиторской задолженности.

Внедрение такой системы на предприятии подразумевает разработку регламента договорной работы, регламента по работе с дебиторской задолженностью, определение ответственных за данный блок работы на предприятии, разработку должностных инструкций для персонала, показателей оценки для определения эффективности работы с дебиторской задолженностью, разработку и внедрение системы мотивации.

Таким образом, помочь руководителю контролировать размер «дебиторки» могут и работники Компании, если между наличием и качеством дебиторской задолженности и ответственностью/мотивацией сотрудников, в обязанности которых входит работа с дебиторской задолженностью, соответствующим внутренним документом будет установлена взаимосвязь.

Если же уменьшить размер дебиторской задолженности не удалось с помощью изложенных мер, то тогда без грамотного ведения переговоров с должниками, претензионной и судебной работы с компаниями-должниками уже не обойтись.

Подводя итог, следует отметить, что только комплексная эффективная работа, направленная на поддержание дебиторской задолженности на приемлемом уровне, а в идеале на ее уменьшение, позволит обеспечить финансовую стабильность компании и процветание вашего бизнеса.

Однако такая работа должна проводиться на постоянной основе и включать в себя не только работу с компаниями-должниками по возврату долгов, но и профилактические мероприятия.

Если вы чувствуете, что в вашей компании работа с дебиторской задолженностью ведется не эффективно, что ведет к ухудшению ваших финансовых показателей, обращайтесь в Юридическую компанию «Золотое правило» и мы поможем вам не только предотвратить возникновение неконтролируемой задолженности со стороны ваших контрагентов, но максимально быстро вернуть ваши деньги путем переговоров, претензионной и судебной работы.

Руководитель отдела юридического

сопровождения бизнеса

ООО Юридическая компания «Золотое правило»

Екатерина Кульян