02 марта 2016 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность». Данным законом утверждены поправки в законодательство, направленные на совершенствование правил ведения туристской деятельности в сфере выездного туризма, а также предусмотрено создание фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма.

Указанный закон направлен на повышение защиты интересов потребителей туристских услуг в сфере выездного туризма, а также на усиление ответственности туроператоров.

 


 

С 1 января 2017 года туроператоры, работающие в сфере выездного туризма, должны иметь фонд персональной ответственности, формируемый для каждого туроператора. Средства фонда персональной ответственности предназначены для возмещения туристам реального ущерба, возникшего в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристического продукта.

Порядок и условия такого возмещения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2016 года №779 «Об утверждении Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма» (далее – Правила).

Правилами определены лица, имеющие право предъявлять требования о возмещении реального ущерба, в том числе, до наступления фактической даты выезда в страну временного пребывания, указанной в договоре о реализации туристского продукта. К таким лицам отнесены сами туристы, иные заказчики туристского продукта или их представители, действующие на основании надлежащим образом удостоверенной доверенности. При этом под реальным ущербом, подлежащим возмещению, в данном случае понимаются расходы туриста в соответствии с заключенным договором, вызванные невозможностью исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Правилами также утверждены перечень информации, которая должна содержаться в требовании о возмещении денежных средств, и перечень прилагаемых к требованию документов, к которым, в частности, относятся копия паспорта, копия договора о реализации туристского продукта (на руках необходимо иметь оригинал договора), документы, подтверждающие реальный ущерб или надлежащим образом удостоверенные копии таких документов.

Деятельность по возмещению реального ущерба возложена на объединение туроператоров. Информация о членстве туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, в объединении туроператоров в сфере выездного туризма размещается на сайте Федерального агентства по туризму.

В соответствии с Правилами на объединение туроператоров возлагается обязанность разместить на своем официальном сайте уведомление о дате начале сбора требований о возмещении денежных средств. В течение 90 рабочих дней с наступления объявленной даты формируется реестр туристов, предъявивших свои материальные требования в установленном порядке, после чего в течение 10 рабочих дней осуществляется процедура рассмотрения требований и принятия решений о возмещении реального ущерба.

О принятом решении объединение туроператоров обязано уведомить туриста в течение 3 рабочих дней с даты его принятия, направив письменное уведомление о принятом решении с указанием суммы денежных средств, подлежащих выплате и в течение 10 рабочих дней должно перечислить денежные средства на банковский счет туриста.

Пунктом 12 Правил установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в возмещении реального ущерба. В таковым отнесены: а) наличие в приложенных к требованию документах неполных и (или) недостоверных сведений; б) наличие факта причинения реального ущерба туристу и (или) иному заказчику, не обусловленного неисполнением туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта; в) отсутствие денежных средств в фонде после произведенных выплат в порядке и сроки, установленные Правилами.

Решение об отказе в таком возмещении может быть обжаловано путем направления заявления в объединение туроператоров в течение 30 рабочих дней со дня принятия обжалуемого решения. Срок рассмотрения такого заявления не может превышать 5 рабочих дней.

Вышеуказанным законом также регламентировано, что с 1 января 2018 года договор о реализации туристического продукта может быть составлен в электронной форме, в этом случае формируется электронная путёвка, размещаемая в единой информационной системе электронных путёвок.

Поясняется, что такая путевка является документом, содержащим основные данные о туристе или туристах и информацию об их путешествии. При использовании путевки турист или иной заказчик вправе будет потребовать заверенную выписку из единой информационной системы электронных путевок, содержащую условия соответствующего договора о реализации туристского продукта. У туроператора же появится обязанность выдать заказчику такую выписку.

Данные изменения вступят в силу 1 января 2017 года, за исключением положений об электронной путевке, – они начнут применяться с 1 января 2018 года.

Заместитель начальника юридического отдела

ООО Юридическая компания «Золотое правило»

Виктория Кураева

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить