Об отмене трудовых книжек говорят если не ежегодно, то с завидной регулярностью. Так, весной текущего года Правительством РФ на рассмотрение в Госдуму был внесен законопроект, который должен был упразднить данный кадровый документ для микропредприятий. Однако органом законодательной власти указанный законопроект не был принят и ведение трудовых книжек по-прежнему обязательно.

Вместе с тем с 01.01.2017 г. отдельные предприятия получат возможность  минимизировать кадровый документооборот за счет отмены обязательного характера отдельных локальных нормативных актов.

 


 

Так, Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 348-ЗФ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" в Трудовой кодекс РФ внесена новая глава 48.1 с соответствующим названием.

В соответствии с внесенными изменениями работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям получает возможность  отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие).

Для отнесения организации к микропридприятиям, в соответствии с  Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», среднесписочная численность работников за прошедший календарный год не должна превышать 15 человек, а доход за предшествующий год не должен быть выше 120 млн рублей (без учета НДС). К микропредприятиям также могут быть отнесены и индивидуальные предприниматели (в частности, применяющие ПСН).

Очевидно, что нововведение позволит микропредприятиям упростить кадровый документооборот. Вместе с тем такое упрощение не должно привести к ухудшению положения работников в результате допущенных работодателем пробелов в регулировании их труда.

В целях правильного оформления микропредприятиями трудовых отношений с работниками, Правительство РФ постановлением от 27.08.2016 № 858 утвердило унифицированную форму трудового договора, которую такие субъекты предпринимательства смогут применять уже с 01.01.2017 года.

Анализ указанного постановления Правительства РФ показал, что несмотря на свой «типовой» характер, разработанная форма типового договора позволяет обеспечить гибкое регулирование трудовых отношений на конкретном микропредприятии, позволяет учесть специфику его деятельности.

Помимо таких привычных положений трудового договора как условия работы, трудовая функция, место работы и испытательный срок, типовая форма позволяет  включить чаще применяемые в гражданском обороте положения об обмене данными  между работником и работодателем с определенных адресов электронной почты или путем взаимодействия посредством сети интернета в определенном порядке. Особенно важно столь детальное регулирование отношений для дистанционно занятых работников, например, надомников и фрилансеров.

При этом наличие в типовой форме всех существенных условий трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, позволит как работнику, так и работодателю избежать ситуации, когда из-за допущенных кадровой службой ошибок договор будет признан незаключенным и отношения будут регулироваться непосредственно положениями Трудового кодекса РФ, что не всегда на 100 % отвечает  интересам сторон.

Следует отметить, что микропредприятия, решившие с 01.01.2017 года отказаться от локальных нормативных актов, должны привести уже заключенные трудовые договоры в соответствие с нормами, которые начнут действовать с 01.01.2017 года. Однако очевидно, что расторгать действующие договоры с работниками и заключать новые по типовой форме работодатели не вправе, поскольку такое расторжение по сути является увольнением, основания которого четко установлены Трудовым кодексом РФ и не включают смену формы договора.

Вместе с тем, на основании статьи 72 Трудового кодекса РФ работодатели вправе  изменить условия трудового договора путем подписания дополнительного соглашения к нему.

В целом, хотим отметить, стоит ли работодателю микропредприятия минимизировать кадровый документооборот и использовать лишь типовую форму трудового договора или оставить все в прежнем виде - должны решать сами работодатели исходя из специфики своей деятельности и собственного удобства. Нужен взвешенный подход. Считать нововведения, как простую возможность избавиться от локальных нормативных актов в соответствии с буквой закона - слишком упрощенная и недальновидная позиция.

Старший юрисконсульт

Юридической компании «Золотое правило»

Счастливая Виктория

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить